Кабинеты «Точка роста» ГБОУ ООШ с.Заплавное — как центр по развитию функциональной грамотности обучающихся на примере предметной области «Информатика»

ГБОУ ООШ с.Заплавное является одной из 5 школ Юго-Восточного образовательного округа Самарской области, в которой в рамках федерального проекта «Современная школа» Национального проекта «Образование» в 2021 году создан центр «Точка роста», деятельность которого направлена на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям «Технология».

21.02.2022 года в ГБОУ ООШ с.Заплавное было организовано и проведено открытое мероприятие в центре «Точка Роста» в лаборатории «Технологическая». Педагог информатики Увалиева А.С. и ребята 9 класса демонстрировали работу по сборке и работе робота с плоско-параллельной кинематикой.

В целях соблюдения санитарно-гигиенических правил и профилактики коронавирусной инфекции мероприятие проводилось с использованием— рекомендуемой министерством просвещения российской защищённой платформы видео-конференц-связи — «Сферум».

На мероприятие  были приглашены педагоги-предметники и родители обучающихся. В рамках мероприятия обучающиеся в он-лайн режиме продемонстрировали выполнение лабораторной работы с конструктором программируемых моделей инженерных систем по сборке и работе робота с плоско-параллельной кинематикой.

В ходе мероприятия директор школы Самбольский И.Л. высказал свою точку зрения по использованию кабинетов «центра «Точек Роста» в развитии функциональной грамотности у обучающихся: «С введением ФГОС нового поколения предмет «Информатика» в школьном курсе начинается с 7 класса. Поэтому стало сложнее обучающихся вводить в курс этого предмета. Всё труднее становиться формировать мировоззрение школьника, его жизненную позицию, закладывать основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности. В мире, где господствуют такие слова как интернет, социальные сети, дети стали задавать вопрос:

— А зачем нужен вообще предмет «Информатика».

Их не интересуют простые понятия и знания строения компьютера. Поэтому мы  задумываемся над вопросом: «А как сделать более интересным и понятным предмет, заинтересовать. Нам необходимо выстроить каждый урок так, чтобы у всех учеников вызвать устойчивый интерес, сформировать учебную активность и желание творить и познавать, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы – это и есть задача современного учителя. Без применения эффективных педагогических идей, активных форм и методов обучения и компьютерных технологий при подготовке таких уроков здесь не обойтись».

Педагог информатики Увалиева Альфия Сагидоловна поделилась с учителями – предметниками и родителями своим видением работы в кабинете Точка Роста «Технологическая»:

«Одна из основных задач, которые мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире – формирование функционально грамотных людей.

Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность складывается из компьютерной,  информационной, коммуникативной, экономической, гражданской, общественно-политической, языковой, бытовой и общей грамотности человека.

Она рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, которая предполагает:

— Знание назначения и пользовательские характеристики основных устройств компьютера.

— Знание основных видов программного обеспечения.

-Знание пользовательских интерфейсов.

-Умение производить поиск, хранение, обработку различных видов информации с помощью соответствующего ПО.

Что очень важно в настоящее время, так как всё больше профессий связано с использованием вычислительной техники от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств.

Кабинет «Лаборатория «Технологическая» центра  «Точка роста» активно задействован в учебном процессе: в нем проводятся уроки, проходят занятия и мероприятия по внеурочной деятельности. Огромным преимуществом работы центра стало то, что дети изучают предметы на новом учебном оборудовании.

Информатика – предмет школе не новый, но в центре «Точка роста» он приобрёл новую окраску. Прошло совсем немного времени с открытия  центра «Точка роста» в нашей школе, а он уже стал важнейшим звеном, в котором интересно участвовать и взрослым, и детям.

Быстрый прогресс в области информационных технологий заставляет также быстро изменять содержание курса информатики. Планируя курс информационных технологий, возникает проблема не как научить, а как правильно сформировать практические задания и оценить креативные способности обучающихся во время проведения занятий.

Ориентируясь на цели системы образования и учитывая специфику преподаваемых предметов «Информатика», я ставлю цель подготовить учеников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся информационному миру.

На своих уроках я использую компьютерные технологии как источник дополнительной информации по предмету, как способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока, формируется особый вид грамотности – информационная, которая предполагает:

— умение искать информацию, критически её оценивать, выбирать нужную, использовать её и создавать новую.

— умение ориентироваться в постоянно изменяющемся мире новых технологий и безудержного роста информации.

Эти умения необходимы в современном динамично развивающемся информационном обществе, где информационные технологии всё глубже проникают в жизнь человека».

Присутствующая на мероприятии родитель Ерицева Елена Николаевна отметила: «Мой сын выпускник 9 класса планирует поступать в учебное заведение связанное с IT-технологиями, поэтому мы выбрали в качестве дополнительного предмета ОГЭ предмет «Информатику». Мы считаем что эти занятия будут полезны моему сыну и другим ребятам, которые планируют учиться по специальностям технической направленности».

Ученик 9 класса Ерицев Сергей отметил: «Мне интересны цифровые технологии, поэтому я планирую после окончания 9 класса поступать в учебное заведение, где изучают предметы этого направления. Сейчас it-специалист очень востребованная специальность».

Педагог лаборатории «Физическая» Зайдуллина Д.Р. делится своим опытом: «Центр «Точка роста» — бесценный ресурс формирования современных цифровых компетенций как у обучающихся, так и педагогических работников.

С помощью «Точки роста» можно не только выявить талантливых детей, но и позволить каждому из них выбрать интересующее направление и реализовать на практике свои способности.

По нашему мнению, профессию учителя можно сравнить с мифологической птицей Феникс – символом вечного обновления. Для преподавателя это особенно важно, т.к. очень быстро устаревает компьютерная техника и программное обеспечение к ней. Поэтому для высокой эффективности процесса обучения учителю необходимо повышать своё педагогическое мастерство, совершенствовать себя. Что мы и делаем: участвуем в различных заочных и дистанционных конкурсах, проходим профессиональную переподготовку на курсах повышения квалификации по разным направлениям.

Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис современного подхода к обучению».