Искать:

Школьный этнографический музей «Родная сторонка»


Этнографический музей «Родная сторонка» привлекает гостей из многих стран. Село Заплавное Борского района находится вдалеке не только от обеих российских столиц, но и от областного центра Самары. Тем не менее сюда, в небольшую сельскую школу, по волонтерской программе не раз приезжали студенты из Индии, Бангладеш, Бразилии, Австрии, Китая, Японии, Египта, Швейцарии, Турции и других стран. В «Крестьянском доме» Руководитель школьного этнографического музея Евгения Акуневич показывает массивный альбом с фотографиями. Молодые люди, приехавшие сюда издалека, знакомятся с крестьянским бытом, изучают ремесла, участвуют в русских народных обрядах и играх на «Крестьянском дворе» возле школы. Здесь же, в альбоме, они оставили восторженные отзывы на разных языках. Экскурсоводы в музее — сами школьники, которые учатся этому делу с пятого класса. Они же могут, например, показать посетителям технику плетения оберегов и поясов.

Всего в школьном музее восемь экспозиций. Заглянем в «Крестьянский дом». Макет избы и прилегающего дворика, окруженного настоящим плетнем, передали в музей местные жители.

Гостям расскажут, как проводились сенокос, посевные работы и уборка, покажут подлинные орудия труда и предметы быта, переданные жителями села Заплавное и окрестных сел. Тут же — детали упряжи, сплетенные крестьянскими руками лапти, плетеный домик для курицы, ступа, в которой толкли зерно. Лавка, которую в старину называли коником — край лавки делали в виде конской головы. Для строительства домов в селе использовали саман, а топили в основном кизяками. Вот уголок курной избы, где печь топилась по-черному. Макет печи — в натуральную величину. На ней вальяжно возлегает мягкая кукла Иван, подарок гостей. Тут же — ухват, лопата для посадки хлеба в печь, кочерга. Внизу печи был шесток, где хранили инвентарь, там же зимой жили куры. Рядом люлька. Хозяйка, не отходя от печки, могла качать ребенка в люльке и напевать что-то. Тут же можно представить, как хозяйки дома гладили белье в прежние времена. В музейной коллекции представлены самые разные приспособления — от деревянного рубеля и малюсеньких чугунных утюгов до современного утюга. В красном углу, как и положено, — божница со старинной иконой Божьей Матери. Входящий в избу человек обязательно снимал шапку и крестился перед ней. А вот старинная прялка, которая сопровождала девушку от рождения до замужества, а женщину — до глубокой старости. В народе говорили так: «Прялка не бог, а рубаху дает». У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене. Через прялку новорожденную передавали крестной матери. Есть здесь старинные одежды. Вот, например, льняная юбка, которой больше ста лет. Если такая юбка выгорала, ее переворачивали наизнанку и продолжали носить. И девочки, и мальчишки в этой школе могут сами ткать — на дощечках и на бедрышке. В школе множество картин, платков, салфеток, вышитых учениками и взрослыми жителями села. А вот Дед Шишок и другие выразительные кукольные персонажи, которые создает из тканей и тряпочек
здешняя мастерица Антонина Пантелеева. Свадебный обряд в школе. Многие школьники и сами могут делать куклы, их можно увидеть в кабинете «Школа ремесел». Освоили здесь в свое время и технику лоскутного шитья. И даже штора на двери — плод коллективного творчества ребят, она сделана из вышитых ими лоскутков с красивыми яркими картинками. Ребята изучают старинные поговорки, пословицы, игры. Не понаслышке знают они о народных праздниках. Здесь, например, дети учатся лепить из теста жаворонков, как это делали в старину, и потом «закликают» ими весну, а на Троицу водят хороводы. Могут показать ребята и старинный свадебный обряд. Особенно это зрелище нравится приехавшим из дальних краев гостям…